После смерти моей матери в 2018 году мне достались от нее два индийских брачных ожерелья (mangala sutra, в переводе – «нить благополучия»). Они несли в себе след особенной истории отношений с моим отцом и печать прошлого, невозвратимость которого наконец обрела вещественную форму. Размышления о том, что какие-то артефакты материальной культуры практически не изменяются с течением времени и продолжают выполнять функцию символического «связывания» человека с древностью внутри современности, побудили меня задуматься о роли традиционных брачных украшений и по-другому посмотреть на историю моей семьи, по-новому осмыслить свой индивидуальный опыт потери и обретения.
Идея объекта родилась из этимологии самого слова mangala sutra. Нить благополучия здесь представляется в качестве невидимой нити времени, что прикрепляет меня к крупной родовой и культурной системе, но выносится при этом за скобки. В фокусе — веретено, универсальный образ процесса вечного делания и непрерывного течения жизни.
Мария Джонас Фарел
Мультидисциплинарная художница индийского происхождения. В рамках своей художественной практики занимается современным мифотворчеством, которое отсылает зрителя к древним представлениям об устройстве мира и исследует проблемы памяти, исчезания. Работает с такими медиумами, как живопись, графика, объекты.
Окончила философский факультет МГУ и филологический факультет РГГУ, работает на стыке искусства и традиционного научного знания, обращаясь к природным, космогоническим, литературным мотивам.
В настоящее время — резидентка Postrigay Gallery.